Я провел вечер в сети, просматривая новые рэперские видеоклипы. Заодно посмотрел фильм «Beat Kings» – интервью знаменитых штатовских битмейкеров, преимущественно нью-йоркских. Легендарные мастера хвалят старые добрые деньки, когда они на своих первых семплерах делали классический стафф, расхваливают себя, ругают сегодняшнюю муз. индустрию. Хотя действующие звезды, Kanye West, Just Blaze, понятно, не ругали индустрию.
Я отметил, что многие мэтры как-то примитивно рассказывают о своей работе, ведь, казалось бы, такая яркая музыка, такое насыщенное наследие. Хотя если б они словесно изощрялись, то я бы мало чего понял, перевода-то нет. О самой технологии и сочинительских секретах не было почти ничего, разве что Marly Marl рассказал о своем методе, который 15 лет назад выглядел революционно, но сейчас им никого не удивить, его применяют сплошь и рядом. Он первым взял snare с одной старой пластинки, kick с другой, hihat с третей, составил из них на своем нехитром семплере оригинальные барабанные партии, потрясающее звучание которых не могли повторить на студиях стоимостью в миллион.
На фоне довольно сдержанных, вальяжных битмэйкеров контрастно выделялись появления рэперов: в эпизоде с Just Blaze присутствовал эксцентричный Freeway, он кратко и слаженно рассказал историю их сотрудничества, и возникло желание, чтоб дальше фильм бы шел про него, настолько он харизматичен. В эпизоде со Swizz Beats появился Camron. Первый лениво мямлил, второй впрессовывал речь в камеру, вел себя очень натурально, и создалось впечатление, что он намного больше увлечен своим делом. Так что битмэйкеры (а вернее, продюсеры, ибо именно так на западе принято называть изготовителей музыки) в фильме, посвященном их стихии, не выглядели как повелители стихии. За исключением Prince Poul и David Banner, которые играли как в кино.
Мне интересно, впечатлит ли этот фильм новых людей настолько, чтоб впредь они мечтали о карьере саунд-продюсера? В студиях скучно, мэтры то и дело сетуют на какие-то трудности, и даже звезды не блещут сиянием незаурядности, в клипах они в десятки раз привлекательнее, чем за аппаратурой. Лет в 20 я побывал в студии гремевшей в то время электронной группы. Сам я писал музыку на первом пентиуме в программе fasttracker (что считалось недоразумением и дикостью), но считал себя большим мастером. И вот я попал в студию, где был приличный пульт, много синтезаторов, внешних обработок, эффект-станции, все было соединено огромным количеством проводов, и электронщик мне сказал, смотри, как должно всё это делаться у серьезных ребят.
Однако воодушевления я не испытал. Даже напротив. Ох, как я не завидовал ему, человеку, который всё это закупил, собрал и просиживал там месяцами! Каким нудным делом мне представилась его жизнь и его стаж. Я даже был расстроен от того, что у красивых мелодий и ритмов, звучащих у меня в голове, должна существовать оборотная сторона – сугубо техническая и непривлекательная для меня. Поэтому я думаю, что после просмотра «Beat Kings» кто-нибудь испытает что-то подобное. Те, кто собирался на досуге прикупить себе семплер/синтезатор, но всё еще колебался, возможно передумает и взамен купит мотороллер
На последок хочу поделиться впечатлениями от прошедшей пол месяца назад церемонии MTV RMA. К номинации, которая мне была любопытна, добавили Rnb. Насколько я вижу и слышу, Rnb в России это почти то же самое, что и обычная современная поп-эстрада. В нашей стране в Rnb-музыке слишком мало сходства с хип-хопом, и слишком много общего с традиционной попсой. Я, как и многие любители рэпа, критично воспринял эту подмену на MTV. Однако во всех рэп-проектах, которые участвовали в номинации, тоже слишком много от поп музыки. А раз так, то это роднит участников номинации. Так что я, улыбнувшись, согласился с победой Бианки, которая теперь считается лучшим российским рэпом, хип-хопом и рнб. А что? Все участники поют, но она поет красивее Тимоти, Сереги, Лигалайза и, кажется, интереснее, чем Бандерос.
Каста впервые в этом году не номинировалась, мы и не ставили себе этих сроков, но совершенно очевидно, что в жанре происходят недобрые дела. Разумеется, ругать индустрию - дело пустое. Думаю, в дальнейшем нужно будет вмешаться в состав номинантов. И желательно, не нам одним.
Влади
